пятница, 26 ноября 2010 г.

шампиньоны

Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет

Факультет управления

Кафедра государственного и регионального управления

БИЗНЕС-ПЛАН

ШАМПИНЬОНЫ

Исполнители: студентки 452 гр.

Агаян М.А. и Авакян А.Р.

Сыктывкар 2010

1. Резюме Бизнес-проекта

ОАО «Пригородный» намерено внедрить технологию выращивания шампиньонов. Место нахождения: 167014 Республика Коми г. Сыктывкар, ул. Тентюковская д.425.

Пригородный располагается в черте города, выпускаемая продукция пользуется спросом местных жителей. Предприятие зарекомендовало себя как успешное, развивающееся. Пригородный располагает свободными собственными средствами в размере 3000 тыс. руб.. А также он имеет возможность получить кредит в сумме 3000 тыс. руб.в банке УРАЛСИБ под 18,5% годовых.

Наименование: технология выращивания шампиньонов

Месторасположение: 167014 Республика Коми г. Сыктывкар, ул. Тентюковская д.425.

Цель разработки бизнес-плана: обоснование открытия бизнеса по выращиванию грибов.

Продукты проекта: шампиньоны

Спрос. Розничная торговля осуществляется сетью «Тепличный сервис», ЗАО «Ассорти» и индивидуальными предприятиями. Клиентами предприятия являются жители Республики Коми, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологда, Череповца, Кирова и других городов России.

Рынок сбыта. Г. Сыктывкар и близлежащие районы.

Режим работы. С 8 00 до 17 00. Воскресение выходной

Риски. По данным экспертной оценки риск инвестирования составляет 10 %.

Длительность проекта – 3 года.

Начало хозяйственной деятельности - 1января 2011 г.

Директор – Низовцев А.Б.

Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество

Форма собственности - акционерная

Основной вид деятельности – производство овощей и молочной продукции.

Цель функционирования предприятия – занять лидирующую позицию на рынке.

Миссия предприятия . «Пригородный круглый год – вам не нужен огород».

2. Анализ перспективности идеи SWOT-анализ

Таблица 1 – SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

1) В предприятие инвестируются средства, например, на модернизацию теплиц;

2«Пригородный» является не просто доминирующим, а монопольным производителем овощей в республике;

3 Соответствие выпускаемой продукции спросу и предпочтению покупателей, например, изменилась технология выращивания, и расширился ассортимент сортов роз, согласно предпочтениям жителей Сыктывкара;

4) Рост предложения за счет увеличения ассортиментной линии;

5) Население предпочитает продукцию местных производителей

6) Предприятие активно внедряет новые технологии, выпускает новую продукцию

7) в зарплате работника аппарата управления и простого рабочего нет значительной разницы;

8) положительный имидж, широкая известность, налаженные деловые связи, доверие потребителей

9) есть собственная розничная сеть ООО «Тепличный сервис»

10) Продукция отвечает высоким качеством

Слабые стороны (W)

1)В связи с финансовым кризисом, доходы населения сократились;

2) зависимость производства от сезонного характера работ;

3) Конкуренция с другими производителями;

4) Цены на овощи, производимые «Пригородным» выше, чем импортные;

5) Увеличение себестоимости продукции.

6) Сокращение прибыли и рентабельности.

Возможности (О)

1) рыночные (высокий спрос на продукцию при стабильном росте рынка, спрос на продукцию «новых» форматов);

2) научно-технические (повышение качества, новые технологии);

3) экономические (инвестиционная привлекательность);

5) экологические (борьба за экологически- чистую продукцию ).

SO-стратегия

1) наращивание объёмов производства;

2) увеличение доли вывоза продукции в другие города России;

3) активная работа в агрохимической и биолабораториях;

4) продолжение реконструкции теплиц, строительство новых теплиц

5) увеличение ассортимента выпускаемой продукции.

6) введение новой технологии выращивания шампиньонов.

WO-стратегия

1) усовершенствовать фирменный стиль;

2) жесткий контроль над конкурентами

3) снизить себестоимость за счет построения электростанции

4) участие в выставках, ярмарках для привлечения инвесторов.

Угрозы (Т)

1) высокие цены;

2) неразвитость транспортной инфраструктуры РК;

3) финансовый кризис;

4) конкуренция со стороны импортной продукции, особенно в летний период.

4) правовые (нормативная база в РК);

5) высокие риски, связанные с возможной неокупаемостью технологий по внедрению нового продукта.

SТ-стратегия

1) внедрение новых технологий, увеличение качества продукции (н-р, расфасовка в современные) тароупаковочные материалы);

2) Гибкая ценовая политика

3) покупка новых технологий за рубежом;

4) изменение сайта предприятия, так как в нем не содержится «полезной» информации

WТ-стратегия

1) использование альтернативных видов транспорта и способов доставки;

2) Рост предложения за счет увеличения ассортиментной линии (расширение мясомолочного направления)

3. Цели организации

По состоянию на начало 2010 г. в своей деятельности ОАО «Пригородный» преследует следующие цели:

1. Долгосрочные (до 2016г.):

1.1.обеспечение роста прибыльности на 20%;

1.2.рост объёмов производства основных выпускающих товаров: овощей, молочной продукции, шампиньонов- на 10 %;

1.3. соответствие объемов выпускаемой и реализованной продукции;

1.4.расширение сферы деятельности предприятия, за счет внедрения нового продукта;

1.5.модернизировать теплицы;

2. Среднесрочные (до 2013г.):

2.1. открытие магазинов розничной торговли «Тепличный сервис» в Кирове и Ухте.

2.2. модернизация оборудования основных и вспомогательных цехов (на 15%);

2.3. снижение себестоимости за счёт более эффективного использования производственных мощностей, внедрения новых технологий (на 6%);

2.4. сокращение длительности коммерческого цикла (на 8%).

3. Краткосрочные (на 2011 г.):

3.1. внедрение технологии по выращиванию шампиньонов

3.2. участие в выставке «Экологически чистая, натуральная и безопасная продукция», для укрепления и повышения престижа, презентация нового продукта;

3.3. Построить оптово-розничный павильон, чтоб быть не только производителем, но и продавцом шампиньонов.

3.4. увеличение загрузки производственных мощностей (на 6%).

4. Описание продукции

ОАО «Пригородный» является эффективным предприятием по производству овощей, молочной продукции. Несмотря на это, необходимо внедрять новые технологии для последующего выпуска новой продукции. Мы предложим «Пригородному» внедрить технологию выращивания шампиньонов.

Технология по производству грибов

Полочную систему выращивания грибов часто называют голландской, так как в этой стране подавляющее большинство шампиньонов выращивается на полках. В Голландии так же разработан и запатентован полный комплекс оборудования, позволяющий максимально механизировать технологический процесс производства грибов при использовании полочной системы. Это оборудование для загрузки и выгрузки компоста с полок, механизмы для нанесения покровной почвы на полки и ее (покровной почвы) рыхления, приспособления для полива грибов, и многое другое. Безусловно, такое оборудование очень недешево, и рассчитывать на окупаемость предприятия можно только при высокой урожайности шампиньонов с квадратного метра как можно в более короткие сроки.

Полочная система – это доведенный до совершенства способ выращивания грибов на грядах, позволяющая использовать более рационально объем помещения и полностью механизировать производственный процесс.

Компоста - субстрат для культивирования шампиньонов. Его главной задачей является создание среды, обеспечивающей питательными веществами мицелий шампиньона.

Составляющие компоста:

1. солома озимой и яровой пшеницы. Можно также использовать солому озимой ржи. Мы рассмотрим технологию приготовления компоста из пшеничной соломы, так как это наиболее твердый вид соломы, хорошо сохраняющий свою структуру и доступный в достаточном количестве.
При закупке соломы следует уделять особое внимание ее качеству. Влажность соломы не должна превышать 20%.

2. Вторым компонентом для приготовления синтетического (на основе соломы) компоста является куриный помет. Как правило, используют помет бройлеров или кур маточного стада, содержащихся на подстилке из древесных опилок, лузги семечек, мелко нарезанной соломы.

Помет должен быть сухим (влажность не более 40%), рассыпчатым, без комьев и мусора. Такой помет будет легко вноситься, равномерно распределяться и перемешиваться с соломой, в результате чего субстрат будет более однородным и, следовательно, качественным.

Оптимальное содержание азота в птичьем помете 3,5 —5 %.
Минимальное содержание азота в помете, пригодном для использования — 2,5%.

3. Гипс играет решающую роль в формировании структуры и кислотности компоста. Кислотность в свою очередь определяет форму содержания азота в компосте. Это очень важный показатель для питания мицелия шампиньонов. Лучше всего использовать обычный строительный гипс

4. Оборотная вода. Водопроводная система при приготовлении компоста работает по замкнутому циклу. Вода из емкости подается либо для замачивания соломы, либо для увлажнения компоста при его перебивке. Часть воды впитывается компостной массой, излишки сливаются обратно в емкость. Если емкость расположена ниже уровня пола, слив происходит самотеком, если выше — подается насосом в емкость из приямка. То есть вода в свободном виде только подается в компостный цех, из цеха она выходит в составе компоста.

При приготовлении компоста важно знать изначальную влажность его компонентов, содержание в них азота, фосфора, калия, кальция, чтобы можно было рассчитать необходимое количество минеральных добавок.

Таблица 2 - Содержание (в % на сухое вещество) азота и минеральных веществ в компонентах компоста.

Материал

Влажность, %

Азот

Фосфор

Калий

Кальций

Куриный помет

30-70

4,50

1,50

0,85

2,40

Солома:

озимой пшеницы

13-16

0,54

0,30

1,05

0,33

яровой пшеницы

13-16

0,78

0,23

0,88

0,30

Преимущество нашей продукции перед потенциальными покупателями является то, что производителем является местный производитель ОАО «Пригородный», который за годы своей работы заслужил доверие у местного населения и является крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции на территории страны.

Уникальность нашего продукта состоит в том, что он будет обладать:

1. высоким качеством, так как он будет выращиваться в экологически чистых условиях, без химических удобрений;

2. низкой себестоимостью, так как в нее не будут включены логистические затраты.

5. Анализ рынка

Тип рынка, на котором действует наше предприятие, - олигополистический, который состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

Хотя ОАО «Пригородный» позиционирует себя как монополиста. С одной стороны, с этим нельзя поспорить, так как предприятие в РК является единственным производителем подобной продукции, но нельзя забывать о многочисленных конкурентах, которые составляют большую опасность для предприятия, особенно в политике ценообразования.

Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какой - либо продавец снизит цену на 10%, то покупатели переключатся на него. Другим производителем нужно будет среагировать либо аналогичным уменьшением, либо, как в случае с нашим предприятием, увеличением качества продукции.

При изучении потенциальных конкурентов, исследуется углубленная специализация региона и локальные региональные особенности как предполагаемые барьеры для входа в отрасль новых конкурентов.

В Республике Коми сельскохозяйственное производство представлено ОАО «Пригородным» и южными производителями: Азербайджан, Турция, Чувашия. Что касается молочного направления, то конкурентами являются Киров, Сыктывкарский молочный завод и другие.

Степень ценовой конкуренции можно охарактеризовать как высокую, так как наше предприятие уступает в данном вопросе своим конкурентам, хотя в условиях кризиса и падения дохода, а соответственно спроса потребителей «Пригородный» ведет гибкую ценовую политику.

Одним из важных мероприятий, проводимых «Пригородным» является внедрение нового продукта. Поэтому данному направлению как конкурентно выгодному, необходимо уделять большое внимание.

Также среди конкурентных преимуществ компании – высокое качество продукции, доверие потребителей продукции местных производителей, ассортимент продукции, собственная котельная, агрохимическая лаборатория, которая позволяет выпускать экологически чистую продукцию.

6. План маркетинга

Инструменты маркетинга на предприятии ОАО «Пригородный»: работа с продуктом, реклама, каналы распределения продукта, ценовая полтика и др. Сегодня ОАО «Пригородный» - основной поставщик овощей защищенного грунта в республике. Производят более 15 наименований растениеводческой продукции, в том числе круглый год - салат, зелень, огурцы. Уже на протяжении 30 лет хозяйство снабжает витаминной продукцией не только жителей Сыктывкара и Республики Коми - каждый третий килограмм зимних овощей и зелени поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Вологду, Череповец, Киров и другие города России. Отличных результатов добилось предприятие и в молочном животноводстве, выйдя на второе место среди сельхозпредприятий Республики Коми по надоям молока. Но также и существуют слабые стороны предприятия, которые могут привести к угрозам, таким как конкуренция со стороны других производителей молочной и овощной продукции, повышение цен на энерго- и тепло ресурсы. И для того, чтобы преодолеть эти угрозы предприятию необходимо использовать возможности, такие как закупка нового оборудования, строительство новых теплиц, разработка молочного бренда, запуск зеленой витаминной продукции, расширение площадей под светокультуру огурца и строительство нового современного животноводческого комплекса.

Основными потребителями предприятия является население города Сыктывкара и Республики Коми, так как ОАО «Пригородный» производит пищевую продукцию, предназначенную для конечного потребления. Но нельзя забывать, что на протяжении длительного времени предприятие является поставщиком продукции в Москву, Санкт – Петербург и другие города России.

Для расчета эффективности внедрения нового продукта, рассмотрим матрицу БКГ до и после внедрения нового продукта.

Матрица БКГ до внедрения шампиньонов выглядит следующим образом:

После внедрения нового продукта матрица БКГ выглядит следующим образом:

Рисунок показывает, что шампиньоны на ОАО «Пригородный» будут занимать позицию «дойные коровы»- товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста.

Рассмотрим потребителей нашей продукции: физические лица с высоким и низким доходом и юридические лица региональные и локальные. Структура представлена на диаграмме:

Диаграмма 1 – Распределение сбыта по сегментам рынка

Большую долю составляют физические лица с высоким доходом.

Далее представлено присутствие конкурентов на сегментах рынка.

Рисунок 1 - Присутствие юридических лиц:

Рисунок 2 - Присутствие физических лиц:

Диаграмма 2 - Конкурентоспособность на сегментах рынка

В целом оценка конкурентоспособности является удовлетворительной.

Наше преимущество на сегментах рынка представлено на следующем рисунке:

Рисунок 3 – Положение на сегментах рынка

Из вышеприведенного рисунка можно сделать вывод, что наиболее привлекательным сегментом рынка являются юридические лица- 31%. В рекламе мы будем опираться на экологичность.

На следующем рисунке представлен анализ сравнений с характеристиками конкурентов, который выглядит следующим образом:

Рисунок 4 – Анализ сравнений с характеристиками конкурентов

Наше преимущество в большей степени выражается перед голландскими и турецкими производителями.

На следующем рисунке представлено сравнение с характеристиками конкурентов:

Рисунок 5 – Сравнение с характеристиками конкурентов

Из рисунка видно, что нашими преимуществами являются экологичность, оптовые и розничные цены, репутация и возможности доставки.

Далее рассмотрим эффективность мероприятий на сегментах рынка:

1. с юридическими лицами:

Рисунок 6 – Эффективность мероприятий на сегментах рынка

2. с физическими лицами:

Рисунок 6 – Эффективность мероприятий на сегментах рынка

На следующем рисунке представлено сравнение с мероприятиями конкурентов:

Рисунок 7 – Сравнение с мероприятиями конкурентов

Рисунок 8 – Анализ сравнений с мероприятиями конкурентов

Наше преимущество, по сравнению с мероприятиями других участников рынка, составляет 71%.

7. Финансовый план

План производства

Для производства шампиньонов мы предлагаем Пригородному выделить теплицу 1га.: 70 % - полезная площадь (14000 м2, так как мы предлагаем выращивание шампиньонов в 2 ряда), 30 % - площадь на проходы. Так как урожайность шампиньонов 40 кг/м2. в год, то мы будем производить 840000кг в год. Для выращивания грибов нам понадобится комплект стеллажей в сумме 500 тыс.руб., компост 1740 тыс. руб., мицелий 1890 тыс. руб.

Управленческий персонал

Для реализации проекта нам необходим персонал в количестве 7 человек, заработная плата которых за год составит 2000 тыс. руб. : начальник производственного участка, ведущий агроном по технологии, главный прораб и рабочие.

Источники и объем требуемых средств

У предприятия имеются свободные денежные средства, в размере 3000 тыс. руб., а для осуществления проекта, необходимо дополнительно еще 3000 тыс. руб., которые предприятие возьмет в кредит в банке Уралсиб под 18,5%.

В следующей таблице представлены общие издержки по внедрению технологии.

Таблица 3 – Издержки на внедрение технологии по выращиванию грибов (шампиньонов), тыс. руб.

Статьи затрат

Прямые издержки

Заработная плата

2000

Компост

1740

Мицелий

1890

Cтеллажи

500

Амортизация

205

Текущий ремонт

260

Водоснабжение

80

Электроснабжение

160

Тепло

1050

Прочие затраты

637

Накладные расходы

1399

Итого

9921

Рассмотрим таблицу кэш-фло, которая составлена в программе Project Expert, с учетом всех затрат:

Рисунок 9 – Кэш-фло

Как видно из данного рисунка, поступлений от продаж в первые два месяца не будет, а с третьего месяца наблюдается стабильное поступление от продаж. Баланс наличности на конец периода растет каждый месяц.

На следующем рисунке представлена прибыль от внедрения технологии:

Рисунок 10 – Прибыль/убыток, тыс.руб.

Так как поступлений в первые два месяца не будет, прибыль будет только с третьего месяца.

Далее рассмотрим эффективность инвестиций:

Рисунок 12 – Эффективность инвестиций

Из рисунка можно сделать вывод, что период окупаемости составляет 4 месяца. NVP>0, значит инвесторы получают прибыль. PI>1,0, значит инвестиции доходны и приемлемы в соответствии с выбранной ставкой дисконтирования.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что внедрение новой технологии по выращиванию шампиньонов на ОАО «Пригородный» является экономически выгодным, так как наблюдается стабильная прибыль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий